22.07.2016

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ: Зачисление в немецкий университет или Enrollment



Расскажу про мой опыт регистрации в немецком университете и о том, сколько кругов ада нужно пройти, чтобы спокойно жить в Германии. Притом хочется сразу отметить, что это всё пришлось сделать не только мне, а это стандартная процедура, но она своеобразная и с непривычки кажется нелёгкой, скажем так. Это был квест в полевых условиях длиной в почти 1 месяц.

Шаги, которые нужно было сделать мне: поселиться в общежитие, зарегистрироваться в Studentenwerk, зарегистрироваться в университете, получить пакет с дальнейшими указаниями, зарегистрироваться Burgerservice, открыть счёт в банке, оплатить семестровый взнос в университет, сделать медицинскую страховку, потом отдать эти бумажки в International Office и ждать студенческий. Это общий план действий, но к нему прилагаются дополнительные мелкие задания. Но обо всём по порядку.

1. Ещё дома можно было зарегистрироваться на сайте университета и получить студента-помощника, что я и сделала. Мне пришли контакты девочки-китаянки, с которой я связалась уже в Йене. Её помощь свелась к тому, что она мне посоветовала банк и страховую компанию. Ещё мы пытались встреться, но видно была не судьба. Я, в принципе, со всем сама справилась. Но кому-то их помощники прям очень сильно помогли, а кому-то вообще ничем. Тут уж как повезёт.

2. При регистрации в университете каждому выдавали папку с формами, которые нужно заполнить, необходимой информацией о жизни в Йене, гид с подробным изложением что, где, как и когда нужно сделать, а также тканевую сумку с эмблемой университете (можно было выбрать любой цвет). Я хожу с ней в магазин, а многие студенты носят такие на занятия. Ещё было 2 лекции, на одной рассказывали про университет и ещё раз разъясняли по поводу регистрации, а на второй уже было об учебном процессе (для студентов Erasmus она была отдельная). Каждая лекция была на английском или немецком (на выбор, в разное время), и везде отвечали на вопросы. По сравнению с моим университетом в Киеве, где на деканат приходится бешенная нагрузка, что непременно сказывается на студентах, в Германии же все очень доброжелательные, вежливые и даже улыбаются, что приятно порадовало.

Личный номер для уплаты налогов


3. Каждому человеку (не только студентам), который собирается жить в одном городе больше 2 недель, нужно зарегистрироваться в Burgerservice (я называю это ратуша, но это просто специальный отдел). Там выдают бумажку о регистрации, которую нужно отдать в Studentenwerk (студенческая организация, которая предоставляет общежитие и не только). Я это сделала в субботу, поэтому людей было немного, и всё прошло быстро. А с понедельника это процедура уже проходила медленнее, потому что основная масса студентов была не такая шустрая))
 


Письма из банка


4. Открыть счёт мне посоветовали в Deutsche Bank, что было логично. Я, кстати, не жалею, хотя были моменты, когда я думала, что лучше бы пошла в Commerz. Для того, чтобы зарегистрировать, то нужно назначить встречу. Несмотря на большой наплыв студентов (я имею в виду студентов со стипендиями и без немецкого банковского счёта), мне назначили эту встречу на следующий день. Я подписала много-много бумажек, и мне сказали, что карта и всё остальное придёт по почте (этому процессу и бумагам я посвящу отдельный пост, потому что в Европе всё немного иначе устроено и даже карты отличатся). Карта пришла мне где-то через 1 неделю, пин-код к ней ещё через неделю, пин-код в онлайн-банкингу ещё позже… Поэтому я оплачивала свой семестровый взнос не сама, а через работников филиала. Это подтверждение я в конце этого квеста отдавала в университет. Кстати, после того как сделаешь денежный перевод в банке, квитанцию отдают через день. То есть это выглядела так: я отдала бумажку с данными, куда и что я хочу перевести, деньги (стипендию ещё не начислили), они всё забирают и всё. Приходите через день. Это непривычно.


Письма из страховой и карточка



5. Страховку все мои знакомые тоже делали в AOK. В Тюрингии эта организация называется AOK Plus, и это государственная страховка, за которую я плачу почти 77 евро. Кстати, с 23 лет ежемесячный взнос для студента увеличивается где-то на 1 евро. Не знаю, с чем это связано. Страховка для всех это обязательное условие и подтверждение, что она есть, тоже отправляется в университет (причём нужно взять специальные 3 копии для уни). Туристическая страховка, конечно, не подходит.

К слову, при выдаче визы не требовалась страховка, но был пункт, в котором говорилось, что пересечение границы без неё не разрешено. Естественно я ехала без страховки и немного переживала, что её могут потребовать. К тому же передо мной на границе у людей проверяли все документы. Но мне повезло. Ничего не спрашивали, и ничего я не показывала. Вся процедура заняла не больше 1 минуты.

Так вот, чтобы оформить страховку тоже назначается встреча, но я пришла, подождала немного и всё оформила. Это обычная практика. Не то, что в банке! (бюрократы). Но в страховой компании не говорили по-английски (меня заранее знакомая предупредила). Поэтому те ребята, которые вообще не говорят по-немецки, ходили с кем-то. Кстати, к ним мне пришлось тащить почти все свои бумажки, но ничего особенного делать не нужно было. Только подписывать и слушать. Ну, ещё разве что пришлось доносить фото, нигде не было написано, что оно нужно, поэтому я и не взяла с собой. Карточка для медицинского обслуживания пришла почтой дней через 10.

Студенческая карточка (TOSKA называется)


6. В принципе, это все основные задания. Результатом было получение студенческого (тоже почтой) к концу месяца. Всё это время у меня был временный студенческий билет (бумажка с печатью).

Кроме этого нужно было зарегистрироваться в университетском компьютерном центре и получить свой имейл (с хвостиком @uni-jena.de), заполнить бумажки для Studentenwerk, составить расписание занятий, пройти тест и зарегистрироваться на курсы немецкого языка.

Ещё можно было записываться на спортивные занятия за чисто символическую плату, но я этого не делала и не жалею, потому что это халтура. Многие жалуются. Кстати, курсы немецкого тоже раз на раз не приходится (но это другая история).

И последнее: у меня была виза на весь период обучения, но если она всего на 2 месяца, то необходимо продлить её. Для этого дают специальную бумажку, которую нужно отнести в ведомство, а потом дадут карточку. Стоит это удовольствие 100 евро. Сэкономила)) 




http://geroinya.blogspot.de/2016/04/Studencheskoye-obshchezhitiye-v-Germanii.html
http://geroinya.blogspot.de/2016/04/kak-ya-poluchila-stipendiyu.html
http://geroinya.blogspot.de/2016/01/KAK-SDAT-IELTS-samostoyatelno.html

2 комментария:

  1. Спасибо огромное за столь подробный рассказ. Я тоже еду в Йену по ERASMUS, и эти вопросы меня сильно беспокоили. Теперь я просто распечатаю ваш рассказ и буду им руководствоваться в Йене.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста) я рада, что это оказалось полезно)) если будут вопросы, пишите! Постараюсь помочь

      Удалить