30.11.2014

Путеводитель: Польша

Источник:


Соляная часовня, фляки, старинные паровозы, воротник с шипами, бигос, Кармен на мотоцикле, смалец, янтарь, Снежка, парк динозавров, театр роботов и другие неожиданные достопримечательности Варшавы, Кракова, Эльблонга и прочих городов и воеводств Польши в рассказах ее жителей и почитателей.




Польша — бесконечно красивая страна, и это ее главное достоинство. Я была и в горах, и на озерах, и в Беловежской Пуще, но больше всего мне понравилось сплавляться по Дунайцу в ущелье заповедника Ленины. Маршрут начинается в деревне Сромовец. Там вас встречают флисаки — фактурные крепкие дядьки, которые из поколения в поколение уже лет сто, если не больше, возят туристов на больших длинных плотах мимо пейзажей поразительной красоты: семь поворотов реки, и за каждым — такие виды, что сердце замирает. Мои фавориты — пан Лешек и пан Марек: они на хорошем русском травят веселые и грустные байки все два с лишним часа, что длится путешествие.







Ланьцут вполне может сравниться с дворцами Парижа и Петербурга. В XVIII веке здесь работали Антонио Канова и Винченцо Бренна — можете представить себе уровень. В замке есть большая коллекция икон, а также карет и повозок, замечательный английский сад и оранжерея с огромным собранием орхидей — там, например, растет похожий окраской на далматинского дога с цветами размером с большое блюдце. И еще одна умилительная деталь — паркеты в замке такие роскошные, что посетителей просят надеть на обувь нелепые войлочные тапки. В дешевых ли ты кроссовках или на дорогих шпильках — неважно. Это настоящий триумф демократии.

Ланьцутский замок ul. Zamkowa 1, Łańcut





После Тридцатилетней войны император Фердинанд III разрешил протестантам Силезии построить три храма, но поставил хитрые условия: церкви должны быть не каменными и снаружи не похожими на церкви. Через год в Яворе, Свиднице и Глогуве открылись Церкви мира. Последняя сгорела в XVIII веке, а две другие открыть: по сей день. Снаружи это большие фахверковые дома, внутри — поражающие своим пышным убранством залы: резьба, позолота, росписи, скульптура, органы. Устроены они как театры: есть и партер, и балконы — и здесь часто дают кснцерты и спектакли. А в Свиднице еще и кафе есть, тоже барочное: внутри — камин, снаружи — сад с фонтаном.

Церковь мира в Свиднице plac. Pokoju 6, Świdnica 
Церковь мира в Яворе park. Pokoju 2, Jawor



В Эльблонге нужно зайти в великий во всех смыслах собор Святого Николая, побродить по улице Святого Духа и, наконец, купить билет на поездку по Эль-блонгскому каналу. Этот поразительный способ передвижения был открыт 150 лет назад. Представьте: вы садитесь на смешной ветхозаветный кораблик и плывете по очень красивому каналу, по дороге встречаете выпей, бобров, поганок и лягушек, причем все они поют, крякают, верещат и квакают. Вдруг вода заканчивается, кораблик цепляется за трос и со скрежетом становится на тележку, которая через поля и леса везет его по рельсам в гору, а потом снова выгружает кораблик в воду. Это повторяется несколько раз. Восторгу нет предела.




В детстве меня поразил фильм о средневековых соляных копях в городке «Величка» под Краковом, закрывшихся в середине XX века. Мне казалось, что это нечто настолько невероятное, что я долго не решался поехать туда уже будучи взрослым. Но любопытство взяло верх, и я не разочаровался. Все на месте: и сотни ступеней, ведущих под землю, и десятки мерцающих комнат, и соляные скульптуры, и скрипучие подъемники, и озеро, и, главное, часовня Святой Кинги — на стометровой глубине в соляной глыбе выдолблен великолепный зал с амвоном, разнообразными святыми и огромными люстрами. Там даже есть барельеф, копирующий «Тайную вечерю» Да Винчи — и все это из соли!

Соляная шахта «Величка» ul. Daniłowicza 10, Wieliczka








В баре Pauza мешают отличные шоты, проводят фотовыставки и лекции по искусству, а в подвале устраивают вечеринки — и тоже вполне достойные.
Я нашла его случайно и вожу туда теперь всех подряд. Другой любимый бар — Szafe: паркетный пол, оранжевые обои, изразцовая печка в углу, венские стулья и обитые красным плюшем кушетки — и можно занять столик в старом шкафу. Публика здесь собирается богемная: могут и меха аккордеона развернуть, и стихи начать декламировать. Берите пиво с имбирным сиропом и садитесь — здесь просто глаз радуется.
А если у меня есть настроение нарядиться, люблю сходить на коктейльную вечеринку в Baroque.

Baroque ul. Św. Jana 16, Kraków
Cafe Szafe ul. Felicjanek 10, Kraków
Pauza Floriańska 18, Kraków





Великий коронный гетман Ян Замойский был поклонником итальянского Ренессанса, поэтому, когда ему предоставилась возможность построить свой собственный город, он пригласил итальянского архитектора Бернардо Морандо, и тот спроектировал Замосць, который с тех пор называют не иначе как Северная Падуя. Этим сходством активно пользуются местные жители, поэтому половина здешних ресторанов — итальянские. Каждую годовщину свадьбы мы приезжаем сюда с женой. Садимся на одной из террас на Рыночной площади, слушаем горниста, который в полдень трубит с башни ратуши, а потом едем кататься на бричке с бутылкой шампанского и клубникой.







Старушка Варшава потихоньку сбрасывает с себя средневековое рубище и начинает одеваться по самой последней моде: то тут, то там открываются сверхсовременные штуки вроде центра науки «Коперник». Здесь можно увидеть, как реагирует наш организм на боль или вранье, устроить имитацию землетрясения и составить арию из птичьих трелей. А планетарий — вообще улет, причем в прямом смысле слова: в нем в тысячу раз больше звезд, чем в любом другом, и по Вселенной можно путешествовать. А чего я точно нигде больше не встречал — это театр роботов, которые играют коротенькие спектакли по рассказам Станислава Лема, печалясь и радуясь на фоне ЗD-декораций.

Центр науки «Коперник» Wybrzeże Kościuszkowskie 20, Warszawa




Знакомый архитектор рассказывал, что в Польше негласно действует такой закон: реставрируем только тогда, когда есть что восстанавливать и когда точно знаем, как было раньше. Вот, например, мой любимый крошечный город Казимеж-Дольны: дома эпохи Ренессанса и время пощадило, и сохранились гравюры и рисунки — они стоят и теперь, как новенькие, а средневековый замок лежит в живописных руинах. Стоптав ноги на маленьких улочках, сделайте над собой последнее усилие и заберитесь на круглую смотровую башню — отсюда и город, и Висла как на ладони. А потом отправляйтесь в чайную Herbaciarnia u Dziwisza слушать сверчка, пить чай с ромашкой и есть яблочный пирог.

Herbaciarnia u Dziwisza Krakowska 6, Kazimierz Dolny




Из всех культурных образований Гданьска я больше всего ценю Балтийскую оперу и клуб Zak. Первую за то, что Кармен там катается по сцене на мотоцикле в красной косухе, на балу в «Евгении Онегине» среди чинных танцев вдруг начинается настоящий бразильский маскарад, а Саломея пытается соблазнить Иоанна Крестителя так, что мурашки бегут по коже. А в Zak каждый день происходит так много всего, что когда бы я ни пришел, всегда нахожу развлечение по душе, будь то романсы румынских цыган, показы японских короткометражек, диджей-сеты ребят из Бруклина, выставки художников авангардистов из Амстердама или спектакли русской «Новой драмы».

Балтийская опера aleja Zwycięstwa 15, Gdańsk

Klub Żak aleja Grunwaldzka 195/197, Gdańsk





Я приехала в Освенцим рано утром — над рельсами, ведущими в лагерь, еще клубился туман. Вдруг где-то за надписью «Arbeit macht frei» заиграл веселый оркестр. Потом раздался шум тысяч ног и тихий ропот разноязыкой толпы, плач младенца, а над ними — резкие окрики на немецком и лай собак. Я до сих пор не знаю, была ли это игра моего воображения или запланированные музейные спецэффекты, но такого ужаса я не испытывала никогда. Эти бараки, колючая проволока, груды очков, портфелей и детских ботиночек, таблички с пояснениями вроде «Если поляк бежал из лагеря, вся его семья отправлялась в Освенцим» — просто невозможно понять и забыть.

Музей Аушвиц-Биркенау Więźniów Oświęcimia 20, Oświęcim




Музей Шопена открылся в 1930-х во дворце Острожских и был вполне традиционным: любимое кресло, партитуры, какие-то гусиные перья. А два года назад его реконструировали, и теперь он часто упоминается в рейтингах разных дизайнерских журналов. На входе каждому посетителю выдают электронную карточку, с помощью которой можно пользоваться интерактивными экранами, выбирать музыку или аудиогида, который сопровождает по залам. А каждый зал здесь — новая страница биографии композитора: здесь —детство и пахнет булочками, там — женщины и запах фиалок. А вот смерть — в черном коробе с посмертными масками веет могильным холодом.






Комментариев нет:

Отправить комментарий